4. Номинация «Театральное искусство».
Раздел: спектакли (драматический, музыкально-драматический, музыкальный: мини-опера, мюзикл, ритмико-пластический спектакль).
4.1. Театральная постановка - произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название. Театр для ребёнка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления, всплеск эмоций, сказка. Детский театр, благодаря огромному воздействию на детскую душу, развивает творческие способности ребёнка и одновременно доставляет ему удовольствие. Театральные постановки для детей дошкольного возраста относятся к театрализованным играм на основе литературного или фольклорного произведения.
Игры-спектакли:
- драматический спектакль;
- музыкально-драматический спектакль;
- мини-опера,
- мюзикл,
- ритмико-пластический.
Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - всё это создает благоприятные условия для постановки спектакля на основе литературных произведений.
Спектакль, построенный на сюжете литературного произведения, состоит из следующих элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки .Оформление спектакля должно быть направлено на создание единого художественного образа спектакля, включая его художественное оформление: это и манера актёрской игры, и костюмы персонажей, их грим, прически, и декорации, и музыкальное сопровождение.
Костюм формирует стилистику и общую атмосферу спектакля, является частью образа, создаваемого актёром на сцене. Дошкольнику костюм помогает выразить свое чувственное отношение к раскрытию образа героя спектакля. Подбор цветовой гаммы костюма ориентирует ребёнка на определённое настроение, он не должен вызывать негативных эмоций.
Музыкальное сопровождение должно соответствовать содержанию спектакля, образам героев постановки, иметь единый стиль. В музыкальных спектаклях детям необходимо передать чувства, отношения своих героев и своё отношение к происходящему в постановке, к звучащей музыке, выразительно сыграть свою роль в песенном или танцевальном исполнении.
Ритмико-пластический спектакль предполагает либретто на основе литературного произведения или на раскрытии драматургии музыкальных произведений. Музыкальное сопровождение подбирается либо из произведений одного композитора, либо одной эпохи, либо одного музыкального стиля.
Требования к конкурсным материалам:
Спектакль (драматический, музыкально-драматический, музыкальный: мини-опера, мюзикл, ритмико-пластический спектакль). Продолжительность- от 20 до 30 минут.
- В театральных постановках исключается участие взрослых в роли исполнителей (кроме отрицательных и возрастных ролей).
- Музыкальное сопровождение должно соответствовать содержанию спектакля, образам героев постановки, иметь единый стиль.
Критерии оценки детского спектакля: соответствие художественного произведения возрасту воспитанников, эстетическая ценность театральной постановки, уровень исполнения: грамотность речи, правильное произношение звуков, выразительность, эмоциональность, гармоничное сочетание идеи, стиля произведения со средствами оформления и исполнения ( декорации, света, музыки, костюмов).
5. Изобразительное творчество. (живопись, рисунок, графика).
Художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Вид изобразительной деятельности ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, передаёт сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть.
Для изобразительного творчества дошкольника характерны:
• создание художественного образа;
• использование цвета, колорита как выразительного средства;
• композиционное построение изображения в рисунке;
• оригинальность;
• изобразительная грамотность - те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.
Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира.
Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
К художественно-выразительным средствам живописи относятся: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.
В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, архитектурный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Техники живописи (в работе с дошкольниками):
• гуашь;
• акварельная живопись;
• пастель.
Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два.
Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.
В зависимости от своего назначения и содержания графика подразделяется на виды: станковую графику, книжную графику, прикладную графику, плакат.
Книжная графика - иллюстрация, рисунок образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её содержательный строй.
Задача иллюстрации - освещение и объяснение текста.
Техники графики:
• перо (ручка, фломастер) - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель);
• уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой;
• карандаш;
• сангина - так же, как и уголь, широко применяется в рисунке;
• пастель - сухие, мягкие цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса.
Рисунок - изображение на плоскости, созданное средствами графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства.
Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам. Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). В композициях средствами рисунка можно воплотить разнообразные темы: строительства, сбора урожая, космических полетов, путешествий, праздников и др.
Основные средства художественной выразительности рисунка: линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передаются форма, объём, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.
Требования к конкурсным материалам:
- Участник конкурса выполняет индивидуальную работу (живопись, рисунок, графика) в классической технике исполнения по заданной тематике;
- Конкурсная работа выполняется на бумаге формата АЗ и оформляется без паспарту, стекла и рамы.
Критерии оценки:
- раскрытие темы;
- художественность решения композиции;
- цветовое решение, колорит;
- качество исполнения;
- выразительность, эмоциональность, оригинальность;
- удачный выбор художественного материала;
- эстетика в оформлении работы.